воскресенье, 13 апреля 2014 г.

С Праздником Входа Господня в Иерусалим!


Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) - один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Праздник еще называется праздником "Вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса жители Иерусалима), неделей "Цветоносия", "Цветною". В Украине же этот праздник называется "Вербным воскресеньем", поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы. - это верба, и в этот день за всенощной службой (или за утреней) молящимся раздаются освященные ветви вербы.

Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Праздника Светлого Христова Воскресения - Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста (в 2014 году отмечается 13 апреля).

Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога.

В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.

Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI - XVII веках в Москве. Перед литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова "на Рву" (более известного ныне как храм Василия Блаженного) - для моления на Лобном месте. В процессии - наравне с хоругвями и иконами - возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу - для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.

Богослужение Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника совершается освящение верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии.

Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших навстречу Господу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

В самый день праздника совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет - один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима).

В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.

За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

Комментариев нет: