Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией.
Во II веке, в царствование императора Адриана (117—138) в Риме жила благочестивая вдова София (София значит премудрость). У нее были три дочери, Вера, Надежда и Любовь, носившие имена трех главных христианских добродетелей. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.
Слух о принадлежности этого семейства к христианству дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.
Удивленный смелостью юных христианок император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако, все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.
Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.
Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Старорусские традиции
В дохристианскую пору на 30 сентября (17-е число по ст. стилю) приходились поминки по лету и новосельцы осени. Народ примечал, тронутся ли в путь журавли (если да, то на Покров жди мороза, а если нет, то зима припозднится). Провожая журавушек, вслед им кричали: «Колесом дорога»! – Слова заключали в себе не только пожелание доброго пути, но и призыв вернуться.
С течением времени эти обычаи сплелись с почитанием Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, причем довольно своеобразно. День получил название «всехсветного бабьего праздника» («вселенских бабьих именин»). По обычаю, в память о страданиях Софии, на глазах которой терзали и убивали родных дочерей, полагалось утро начинать громким плачем о судьбе своей и своих близких.
Рыдать полагалось всем женщинам, даже тем, которые «жили – не тужили» и могли назвать себя счастливицами (а все потому, что считалось у наших предков: «бабья судьба не бывает одна»). Это была так называемая «бабья выть». По ряду свидетельств, мужчины в некоторых местностях старались под удобным предлогом уйти на это время из дома (например, на рыбалку или по грибы), но недалеко, так, чтобы вернуться сразу, как только голошение закончится, и отведать праздничных пирогов. Ловко придумано! А уж именинницы – Веры, Надежды, Любови и Софьи – праздновали три дня кряду, чтобы достойно прославить материнскую мудрость и женские добродетели.
Кроме застолий, на памятный день устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девицы-красавицы, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.
Замужние женщины, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома. В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.
В дохристианскую пору на 30 сентября (17-е число по ст. стилю) приходились поминки по лету и новосельцы осени. Народ примечал, тронутся ли в путь журавли (если да, то на Покров жди мороза, а если нет, то зима припозднится). Провожая журавушек, вслед им кричали: «Колесом дорога»! – Слова заключали в себе не только пожелание доброго пути, но и призыв вернуться.
С течением времени эти обычаи сплелись с почитанием Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, причем довольно своеобразно. День получил название «всехсветного бабьего праздника» («вселенских бабьих именин»). По обычаю, в память о страданиях Софии, на глазах которой терзали и убивали родных дочерей, полагалось утро начинать громким плачем о судьбе своей и своих близких.
Рыдать полагалось всем женщинам, даже тем, которые «жили – не тужили» и могли назвать себя счастливицами (а все потому, что считалось у наших предков: «бабья судьба не бывает одна»). Это была так называемая «бабья выть». По ряду свидетельств, мужчины в некоторых местностях старались под удобным предлогом уйти на это время из дома (например, на рыбалку или по грибы), но недалеко, так, чтобы вернуться сразу, как только голошение закончится, и отведать праздничных пирогов. Ловко придумано! А уж именинницы – Веры, Надежды, Любови и Софьи – праздновали три дня кряду, чтобы достойно прославить материнскую мудрость и женские добродетели.
Кроме застолий, на памятный день устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девицы-красавицы, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.
Замужние женщины, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома. В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.
Милые мастерицы, хочу напомнить, что женщины на Руси в этот день не начинали новой работы
Спасибо большое за подготовленный материал авторам статей
Комментариев нет:
Отправить комментарий